МОДЕЛЬ профессионального развития педагогического коллектива

городской округ Ревда, с. Мариинск

Модель профессионального развития педагогического коллектива

 

 

 

 

 

   

Модель системы управления профессиональным развитием педагогических кадров

 

Фотоальбом

 

Презентация "Инновационное техническое творчество"

 

«Век живи – век учись».

В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности.

Инвестиции в развитие образования, модернизация его материально-технической базы, обновление содержания образования не будут давать ожидаемого эффекта, если уровень профессионального развития педагогических кадров не отвечает этим изменениям. Фактический уровень профессионального развития педагога, его квалификации, компетентности и опыта, степень профессиональной готовности педагогического коллектива могут не соответствовать уровню сложности созидательной задачи, поставленной социумом. Дефицит квалификации и опыта педагогических кадров, их отставание от сложности профессиональных задач указывают на общую потребность социума, педагогического коллектива, каждого педагога в постоянном и опережающем, перспективном профессиональном развитии. Профессиональное развитие педагогических кадров – фактор положительной обратной связи в управлении качеством образования.

Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.

Стандарты нового поколения отличаются от прежних своей ориентированностью на практику.

В связи с этим остается актуальной проблема повышения качества школьного образования, решение которой зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся, работает творчески, восприимчив к педагогическим инновациям, способный адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально- экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

·     Система повышения квалификации;

·     Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;

·     Самообразование педагогов;

·     Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов;

·     Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;

·     Овладение информационно-коммуникационными технологиями;

·     Участие в различных конкурсах, исследовательских работах, экспертных комиссиях.

Система повышения квалификации

Система повышения квалификации педагогических кадров рассматривается как автономная и гибкая подструктура общей системы непрерывного образования, мобильно откликающаяся на запросы не только общества, но и каждой отдельной личности.

Повышение квалификации можно рассматривать как результат, как процесс, как целостную образовательную систему. Первое предполагает продуктивные изменения профессиональных и значимых качеств педагогов вследствие их обучения в учреждениях повышения квалификации. Второе означает целенаправленный процесс обучения педагогов, сопровождающийся фиксацией изменений профессионального уровня обучающихся. Третье – часть системы непрерывного педагогического образования, институированная на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (институты повышения квалификации работников образования, муниципальные методические службы). Она включает в себя формальные и неформальные объединения педагогов. (Приложение 1. Курсовая подготовка педагогов в системе дополнительного профессионального образования).

Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию

Одним из механизмов мотивации педагогов на повышение своей профессиональной компетентности является аттестация. Сегодня она должна быть не только диагностической, оценивающей процедурой, но и развивающей, прогностической, так как приводит педагога и весь педагогический коллектив к осознанию своих сильных и слабых сторон и индивидуального стиля деятельности, то есть к самоанализу и самооценке. (Приложение 2. Уровень квалификации педагогических кадров)

Самообразование педагогов

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п) (Приложение 3. Методические темы педагогов). Критерии эффективности самообразования:

·     В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

·     Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.

·     Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

·     Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

·     Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

·     Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов

Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, вебинары.

Педагогическая конференция – это не форма получения образования, скорее это способ ознакомления общественности со своими теориями, а также первичная апробация своих идей на практике. Что дает участие в педагогической конференции? Во-первых, возможность быть в курсе актуальных научных и практических педагогических проблем, не занимаясь при этом непосредственно наукой или узкой практикой. Во-вторых, это способ самому попробовать выдвинуть свою идею, обсудить ее с профессионалами, увидеть «слабые» моменты, которые нужно еще доработать. В-третьих, участие в педагогических конференциях дает толчок профессиональному росту, развивает умение выступать на публике и вести дискуссию. Этот список можно еще продолжать. Одно несомненно: педагогическая конференция – наиболее эффективное средство установления и поддержания связей среди педагогов. (Приложение 4. Обобщение педагогического опыта педагогами).

В МБОУ "СОШ № 13" работают методические объединения:

·     учителей-предметников

·     классных руководителей

·    "Подросток"  (http://school13mariinsk.edusite.ru/p92aa1.html)

Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, ФГОС ООО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.

Овладение информационно-коммуникационными технологиями

Развитие современного мира диктует необходимость управления развитием и внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования информационно-коммуникационный компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых информационно – коммуникационных технологий, современный педагог получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития, тем самым способствует повышению качества образования.

На текущий момент у современного педагога имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных информационно-коммуникационных технологий – многочисленные электронные учебные пособия, Интернет, форумы для общения, банки данных, словари и справочники, дидактический материал, презентации, программы, автоматизированные системы, осуществляющие контроль, и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание образования, возможен интенсивный обмен информацией, прежде всего с коллегами, учениками и их родителями, партнерами извне, в силу этого процесс обучения принимает динамический характер.

Участие в различных конкурсах, исследовательских работах, экспертных комиссиях

Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку.

Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы – важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат – интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.

Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса – это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

1.  развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;

2.  развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

3.  создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;

4.  внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;

5.  повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.

(Приложение 5.  Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства)

Показателями эффективности внедрения модели системы управления профессиональным развитием педагогических кадров являются:

1.  Рост удовлетворённости педагогов собственной деятельностью.

2.  Положительный психолого-педагогический климат в школьном коллективе.

3.  Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

4.  Овладение современными методами обучения и воспитания.

5.  Положительная динамика качества образования.

6.  Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.

7.  Своевременное выявление и обобщение передового педагогического опыта.

8.  Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности.

9.  Качественно организованная система методического сопровождения и поддержки образовательной деятельности.

Таким образом, считаем, что наша модель способствует:

·      готовности педагогов к инновационной деятельности;

·     повышению профессиональной компетенции учителей;

·     повышению качества обучения школьников;

·     конкурентноспособности школы среди образовательных учреждений города;

·     мобильному управлению педагогическим коллективом школы;

·     эффективному внедрению современных образовательных технологий (в том числе ИКТ);

·     созданию здоровьесберегающей среды в образовательном процессе.

 

Дата последнего обновления страницы 25.11.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»